Жертвами кибермошенников стали уже миллионы людей по всему миру (Россия тут, увы, не исключение). Причем от хитроумного жулья страдают не только доверчивые пенсионеры, но и зрелые, так сказать, продвинутые граждане. Почему они попадаются на уловки преступников, как распознать злодеев и противостоять им, рассказал доктор юридических наук, заслуженный юрист России, профессор Юрий Жданов.
– Юрий Николаевич, казалось бы, про кибермошенничества, а в частности – про телефонных жуликов мы знаем уже всё. Чуть ли не ежедневно и полиция, и представители банков рассказывают во всех СМИ о мельчайших деталях шулерского изъятия денег у населения. И дают рекомендации, что не надо делать и как поступать в каждом конкретном случае. Ролики с такими советами крутят на мониторах даже в общественном транспорте для тех, кто не читает газет и не смотрит телевизор. Тут волей-неволей, но хоть что-то увидишь. И всё равно публика ведется на уловки. Почему?
– Все дело в нашей психологии. Вернее, в ее гибкости и податливости, что дает возможность для внушения, манипуляций и даже коррекции. А телефонные мошенники, как правило, либо стихийные, либо профессиональные психологи, хорошо владеющие различными видами «запудривания» мозгов, в том числе нейролингвистическим программированием (хоть его и считают псевдонаучным методом, но он работает!) и порой даже гипнозом.
Специалисты МВД России, работающие в разных регионах, выявили целый ряд так называемых кодов манипуляций, применяемых мошенниками. Например, создание эмоциональной зависимости. Эта схема используется для того, чтобы вызвать у другого человека чувство вины, страха или обязательства. Другой код - создание иллюзии необходимости. Он используется, чтобы заставить другого человека думать, что он обязан что-то сделать.
Есть создание иллюзии важности. Здесь у человека возбуждают чувство причастности к чему-то значимому и даже великому – к тому, что делает и требует от него манипулятор. Создание иллюзии выбора дает ощущение, будто бы человек имеет возможность выбора, хотя на самом деле этого нет.
Создание же иллюзии согласия убеждает человека, что он согласен на что-то, хотя на самом деле он этого совсем не хочет.
Иллюзия справедливости вызывает ощущение, что то, чего хочет манипулятор, является справедливым или правильным.
Иллюзия единства убеждает человека, что он и манипулятор «играют» в одной команде и имеют общую цель. А создание иллюзии контроля вызывает у жертвы уверенность, что манипулятор контролирует ситуацию, обладая большой властью.
– Но как эти иллюзии создаются? Как на практике можно убедить незнакомого человека, причем – по телефону, не видя его лица, сделать то, чего он делать не собирался?
– Мошенники умеют быть терпеливыми, убедительными, настойчивыми. И, конечно, артистичными. Вот кому на сцене играть! У них есть приемы преодоления сопротивления «клиентов». Для этого они используют специфическую терминологию, создают иллюзию срочности или безотлагательности конкретных действий. Чаще всего они угрожают мнимой уголовной ответственностью за разглашение банковской тайны, блокированием счета, арестом денежных средств за отказ сообщать личные сведения.
Любые способы преодоления опасной ситуации, которые предлагаются жертвой, мошенники искусно обесценивают.
– Как?
– Например, мошенники убеждают жертву, что перевод денег на карту другого человека приведет к списанию всех денежных средств с его карты. А звонок в банк возникшую проблему не решит, поскольку его службы не обладают нужными инструментами. При этом потраченное на такой звонок время, как и любое прерывание мобильного соединения, приведет к потере денег.
Но при этом они предлагают принять активное участие в поимке сотрудника, по вине которого были скомпрометированы личные данные, отключено смс-информирование или произошли еще какие-либо изменения персональной информации.
Эта ситуация позволяет мошенникам развивать два основных сценария.
Первый сценарий будет реализовываться, если жертва демонстрирует высокий уровень владения средствами электронного платежа. В этом случае мошенники сообщают, что нужно создать специальный защищенный счет, куда человек должен перевести все свои деньги, или продиктовать специальные коды из смс-уведомления.
Второй сценарий разрабатывается для тех, кто не обладает такими техническими возможностями — им предлагается посетить отделение банка и совершить перевод через банкомат.
– То есть, применяются методы использования социальной инженерии?
– О них и речь.
– Как их распознать?
Юрий Жданов: «Есть характерные признаки, опять же выявленные экспертами МВД России в разных регионах. Их много. Это ведение диалога по типу суфлера, использование заученных фраз, смена ролей от представителей кредитных организаций до сотрудников правоохранительных органов, призывы к помощи поймать преступников.
Если человек выражает недоверие или отказывается сообщить какие-либо сведения, то это вызывает прямое раздражение или наигранное удивление — тоже психологический ход. Преступников могут выдавать говор, акцент, безграмотная речь (что характерно для украинских, молдавских, польских, закавказских и прибалтийских жуликов), низкая общая осведомленность или сниженная интеллектуальная функция, угрозы или шантаж. Мошенник в телефонном разговоре может перейти на крик, нецензурную брань, раздражение, оскорбление. Да, порой срываются ребята».
Главная / Новости / «Грамотно так обволакивают»: профессор Жданов раскрыл новые способы кибермошенников
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль